Скажем «Нет!» развалюхам и «тазикам»!
Что даст казахстанцам утилизационный автосбор?

Текст: Руслан Ажибаев, Артём Миусов
Спецпроект "Переработка автомобилей"
Сегодня в мире насчитывается более миллиарда автомобилей, и с каждым днем эта цифра только растёт. Глобальная автомобилизация ведёт к не самым радостным последствиям: загрязнению почвы, воды и атмосферы, парниковому эффекту. Что происходит в Казахстане с экологией и выхлопными газами, зачем ввели утилизационный сбор и опыт каких стран в вопросе борьбы с опасными для здоровья развалюхами был бы полезен нашей стране, разбирался NUR.kz.
Дышите глубже!
По данным компании «Mercer Human Resource Consulting», Алматы занимает девятое место в рейтинге самых загрязненных городов мира. Эти данные подтверждают и казахстанские экологи, которые уже давно признали южную столицу РК городом с самым загрязненным воздухом в республике. По словам директора Научно-исследовательского института проблем экологии КазНУ имени аль-Фараби Айжан Скаковой, главная причина смога, висящего над самым большим городом страны, – это автомобили.
Ученые считают, что больше всего загрязняют городскую атмосферу именно старые машины, двигатели которых не адаптированы ни к одному экологическому стандарту. Концентрация вредного диоксида азота в алматинском воздухе превышает норму в четыре раза, а опасного формальдегида больше нормы в три раза. В итоге, индекс загрязнения воздуха в Алматы за 2014 год самый высокий в стране – 13,7.

Выход из ситуации хоть и не простой, но действенный, – убрать с дорог самые старые и неэкологичные авто. Конечно, сделать это в один момент тяжело, но постепенно проблему решить можно, в первую очередь – с помощью утилизации старых автомобилей.
Выгодно и доступно – как в мире утилизируют автомобили
В развитых странах утилизация подержанных автомобилей – это выгодный бизнес, который ещё и приносит пользу планете. Правительства многих государств стараются максимально стимулировать владельцев автомобилей добровольно отказываться от своих устаревших железных коней, одновременно решая вопросы оздоровления окружающей среды и экономии природных ресурсов.

В Канаде с 2000 года действует программа Car Haven, в рамках которой утилизируют старые автомобили. Машины у участников программы не выкупаются, граждане отдают их на утилизацию добровольно и безвозмездно. В качестве благодарности автовладелец, расставшийся со старым авто, может получить на выбор купон на $1000 для покупки нового автомобиля корпорации GM, купон на $300 на покупку велосипеда или единый проездной билет на все виды транспорта на шесть месяцев.

В Штатах потребители редко сами платят за переработку автомобилей. Владельцы отслуживших автомобилей либо продают их третьим лицам, либо обменивают у дилеров по программам trade-in, когда стоимость старого транспортного средства засчитывается в пользу новой машины. Автомобиль – это самый перерабатываемый потребительский продукт в США. Ежегодно в Америке утилизируется 95% старых автомобилей, в том числе около 15 миллионов легковушек. Их переработку осуществляют более 200 предприятий. Заводы обслуживает свыше 10 тысяч мелких компаний, специализирующихся на разборке автомобилей. Всего же в этой отрасли в США трудятся более 40 тысяч человек. Ежегодный объем производства оценивается в 4,5 миллиарда долларов.
Источник данных: компания «Авторециклинг Нидерландов» (АRN – Auto Recycling Nederland).
Для Японии вопрос утилизации автомобилей стоит особенно остро. Сказывается отсутствие земли под захоронения и свалки для старых автомобилей. Автолюбители из Страны восходящего солнца обязаны проходить дорогую процедуру техосмотра. Причём чем старше автомобиль, тем дороже стоит процедура. Поэтому японцы стараются избавиться от машин в течение пяти лет. Расходы по утилизации оплачиваются при покупке нового автомобиля. А вот без соответствующей справки об утилизации старой машины купить новую невозможно.

У наших северных соседей, в России, действует программа по утилизации автомобилей, разработанная правительством. В её рамках покупателям нового автомобиля государство компенсирует часть его стоимости – при условии полного отказа от использования старой машины. Также применяется механизм компенсации при продаже автомобилей по системе trade-in, когда автолюбитель приобретает в автоцентре новую машину со скидкой в размере остаточной стоимости своего старого авто.

Главная задача утилизационных программ в Европе – улучшение экологии. Экологическая составляющая, выраженная в нормах токсичности (размер выбросов СО2), присутствует в компенсационных программах практически всех стран. Так, в Италии премия за утилизацию была объединена с дополнительным бонусом при покупке автомобиля на альтернативном топливе.

Сколько в мире платят автомобилисты за утилизацию
Казахстан
  • Одноразовый платёж
  • Зависит от объёма двигателя
  • Минимальный платеж – 318 150 тенге (821 евро)
  • Двигатель более 3000 кубических сантиметров – платёж 2 439 150 тенге (6270 евро)
Россия
  • Одноразовый платёж
  • Зависит от объёма двигателя
  • Минимальный платёж – 319 евро
  • Максимальный, за авто с двигателем более 3500 кубических сантиметров – 8336 евро

Бельгия
  • Ежегодный платёж
  • Входит в «дорожный налог»
  • Зависит от мощности и объема двигателя
  • До 799 кубических сантиметров – 84 евро
  • До 2499 кубических сантиметров – 148 евро
  • От 2500 кубических сантиметров – 208 евро
Германия
  • Производитель закладывает 100 евро на утилизацию в стоимость авто
  • Подержанное авто можно сдать на утилизацию бесплатно
США
  • Больше платит тот, кто больше ездит
  • Налог на утилизацию включён в цену топлива
Кому выгодна программа утилизации авто в Казахстане
По дорогам Казахстана ездит пять миллионов легковых автомобилей, 620 тысяч грузовиков и 110 тысяч автобусов. По информации Комитета дорожной полиции, 58% легковых машин – это «старушки», которым уже за 20 лет. То же можно сказать и о грузовиках с автобусами.
«Выгода для экономики находится в конфликте с интересами отдельных граждан. При полном равнодушии к общественному интересу и отсутствии заботы о национальной безопасности казахстанское общество предпочитает синицу в собственном кармане сегодня, а не мифического журавля в чистом, незагрязнённом небе завтра. Утилизационный сбор – это забота государства о будущем»
Денис Кривошеев
Экономический обозреватель
В стране пять миллионов автомобилей, большая часть которых старше десяти лет. Ещё немного, и сотни тысяч машин из-за старости должны быть сняты с учёта. Даже если с автомобилем обращаются бережно, время и плохие дороги рано или поздно сделают своё дело.

Сегодня весь автохлам и разбитые машины не исчезают бесследно – они разбираются на запчасти, которые уходят на вторичный рынок без какой-либо сертификации и проверки на изношенность. Использование некачественных запчастей – это прямая угроза здоровью и безопасности водителя и пассажиров.

К сожалению, статистика не показывает, сколько аварий произошло в стране из-за отказа систем, в которых установлены узлы и агрегаты, не соответствующие требованиям безопасности. Но то, что казахстанский автопарк находится в плачевном состоянии, отрицать бессмысленно. По данным Комитета административной полиции МВД, в 2014 году на дорогах Казахстана погибли 2858 человек, около 26 000 получили травмы.

По данным kolesa.kz в год в Казахстане продаётся более 50 тысяч подержанных автомобилей дешевле 1000 долларов. «Убрать эти авто с дорог – уже большой успех», - заявляет Денис Кривошеев.

Утилизационный сбор, вместе со сборами за регистрацию сделает бессмысленным ввоз старых автомобилей. Благодаря этому количество авто на улицах будет неуклонно снижаться, разгружая пробки и снижая количество выхлопных газов. Будет появляться больше новых автомобилей – более надёжных и безопасных, и менее вредных для экологии.

«Разве не прекрасна перспектива развития общественного транспорта и улучшения экологии? Личный интерес купить дешёвую подержанную иномарку застит нам глаза, мы не видим перспективы», - утверждает эксперт.

Источник данных: компания «Авторециклинг Нидерландов» (АRN – Auto Recycling Nederland).
Кому выгодна программа утилизации авто в Казахстане
Многие автомобилисты опасаются, что утилизационный сбор не приведёт к явным результатам. «Я боюсь, что внедрение утилизационного сбора может стать очередной галочкой, которая фактически не работает. Чтобы это работало в действительности, нам надо понять механизм», – говорит Арсен Шакуов, президент Ассоциации безопасности дорожного движения.

Каким будет механизм, NUR.kz расспросил Рустама Темирбека, генерального директора компании ТОО «Оператор РОП», ответственной за внедрение государственной программы по утилизации автомобилей.

«В Казахстане требования к переработке старых автомобилей законодательно не регулируются. Официальных предприятий по утилизации машин до не давних пор не было»,- говорит Темирбек. По словам Рустама, в стране активно работает «серый» рынок бывших в употреблении запчастей.
Распотрошив автомобиль, частные умельцы выливают в землю технологические жидкости – антифриз, тормозную жидкость и масла. Там, куда попадают эти отходы, несколько десятков лет не будет ничего расти.
«По оценкам специалистов, ежегодно в Казахстане образуется до 20 тысяч тонн отработанного масла. Представляете о каких объемах загрязнения идет речь?», – сокрушается Рустам Темирбек.

Ситуация с автошинами тоже серьезная. Организованной утилизации в стране пока что нет. Жители частного сектора, у которых не хватает денег на дрова отапливают шинами свои дома, а обитатели многоэтажек делают из старых покрышек небольшие вазоны для растений – это вся переработка. Если в Казахстане открыть центр по переработке покрышек, то из получившегося сырья можно было бы делать новые автошины, железнодорожные шпалы и покрытие для дорог.

Со старыми аккумуляторами также всё сложно. Официально переработкой отработанных батарей занимается ТОО «Кайнар-АКБ». Свинец и пластик, полученные при переработке старых аккумуляторов, они используют для производства новых батарей. «Ежегодно в нашей стране выводится из эксплуатации порядка полумиллиона отработанных аккумуляторов. Теперь вы понимаете, насколько назрела необходимость создать легальную систему утилизации таких отходов? Это выгодный проект как с точки зрения экономики, так и для экологии», - считает Рустам Темирбек.

Сейчас специалисты ТОО «Оператор РОП» анализируют необходимые объёмы утилизации машин, автомобильных масел, аккумуляторов и шин. Представители ТОО подчеркивают, что их задача – лишь содействовать в организации комплекса по сбору, транспортировке и утилизации автомобилей.

В Казахстане необходимо построить три комплекса по утилизации машин, говорит директор ТОО. Расчёт прост: одно предприятие на 4 миллиона жителей. Такие центры должны появиться в Астане, Алматы и в Западно-Казахстанской области. В будущем году комплексы должны будут переработать 15-20 тысяч автомобилей. Ожидается, что на специальные стоянки будет поступать около 10 тысяч автомобилей в год.

Уже сегодня в этой отрасли работает более 100 человек, и ещё столько же планируют привлечь, когда начнётся сбор старых машин. Когда откроются шредерные заводы, на которых и будут уничтожать автомобили, появится еще около 60 новых рабочих мест.

«На самом деле, старые машины – это просто клад! В них очень много материалов, которые можно отправить на переработку – чёрный металл, нержавеющая сталь, железо, резина», - говорит Рустам Темирбек.
Путь создания, эксплуатации и переработки автомобиля
Уже сейчас любой гражданин Казахстана, пожелавший сдать свой машину на утилизацию, может снять её с учёта и позвонить в ТОО «Оператор РОП». После сверки данных автомобиль привезут на специальную стоянку. Когда машин наберётся много, их отправят на завод. Там каждый автомобиль взвесят, проверят на радиацию. После этого с машин сольют технические жидкости, снимут аккумуляторы, автопокрышки, запчасти и топливный бак. А затем кузов и агрегаты отправятся в шредер, который буквально перемелет машину, как мясорубка! Из этого «фарша» извлекут цветные металлы и железо, которые отправят на переплавку.

Любой автовладелец может узнать все подробности об утилизационном сборе по телефону call-центра: +7 800 080 08 65. Операторы дадут полную информацию о введенных правилах, проконсультируют о размерах утилизационного платежа. Call-центр работает с 8 утра и до 11 вечера.
Справочник экологически-ответственного автомобилиста. Как старые автомобили загрязняют планету
Загрязнение от авто-комплектующих, жидкостей и материалов негативно влияет на здоровье человека и окружающую среду.

К опасным компонентам относятся непригодные для эксплуатации аккумуляторы, сломанные электроприборы, остатки лакокрасочных веществ, различные использованные фильтры, отработанные масла и другие жидкости.
Антифриз
Содержит токсичный спирт – этиленгликоль. При вдыхании его паров может появиться раздражение и кашель. Попадание этиленгликоля и его растворов в организм человека может привести к необратимым изменениям и даже к летальному исходу.
Отработанное масло и фильтры
Могут стать одним из крупнейших источников загрязнения грунтовых вод и водотоков. Вероятные последствия: литр масла образует масляное пятно площадью почти 1 гектар или загрязнить миллион литров питьевой воды.
Тормозные колодки
При разрушении производят асбестовую пыль. По уровню опасности асбест относят к канцерогенным материалам. Основной вред для организма заключается в развитии асбестоза. Проявляется это заболевание в органических изменениях легочной ткани (образование рубцов и узелков).
Свинцовый аккумулятор
Может вызвать в организме человека тяжелейшие заболеваниям, в том числе – онкологические. Кислотный электролит, пролитый на землю, заражает почву и с подземными водами разносится на большие расстояния. Ядовитые вещества вызывают тяжелые отравления, проникнув в растения, которые употребляют в пищу люди и животные.
Покрышки
Выброшенные на свалки либо закопанные шины разлагаются в естественных условиях не менее 100 лет. Контакт шин с дождевыми осадками и грунтовыми водами сопровождается вымыванием ряда токсичных органических соединений: дифениламина, дибутилфталата, фенантрена и т.д. Все эти соединения попадают в почву, и отравляют ее.
Кусочки ржавчины
Ржавчина и небольшие части металла, в которых содержится свинец и хлор, неблагоприятно влияют на окружающую среду. Снег и дождь впитывают в себя эти соединения, после чего уходят в грунтовые воды.
Понравился текст? Расскажите о нём друзьям:
Читайте другие истории из спецпроекта "Переработка автомобилей"
Made on
Tilda