Спецпроект "Сделано в Казахстане"

Прибыль - не главное
Как молодая семья из мастерской «Тёплая» совместила детскую мебель с благотворительностью

Текст: Алуа Сулейменова
Фото: Алуа Сулейменова, страницы героев в социальных сетях


Безопасность, прочность, дизайн и экологичность - этим характеристикам должна соответствовать хорошая детская мебель. Непросто все их объединить в одно целое, но супругам Алесе Нугаевой и Арсению Тарасову, которые открыли уютную мастерскую «Теплая», это удаётся.

Алеся и Арсений ­­необычные бизнесмены - часть прибыли они вкладывают в благотворительность. Такой тип деятельности называется "социальным предпринимательством", в развитых странах он очень популярен. Основоположник теории социального предпринимательства Питер Дракер говорил: «Если вы считаете, что целью бизнеса является прибыль, то вы должны считать, что целью жизни человека является дыхание». Последователи «доброго» предпринимательства пытаются решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности, стараясь придать бизнесу человеческое лицо.
Рассказывает Алеся Нугаева, директор мастерской «Теплая» и автор проекта «ЭТО ­– Двор»

Всё началось с благотворительности

Я по специальности психолог и арт-терапевт - лечу души людей искусством. Это моё призвание, которое вылилось в нечто намного более масштабное, чем работа в детском центре, которой я раньше занималась.

Мы открыли мастерскую «Тёплая» около двух лет назад. Почему «Тёплая»? Во-первых, дерево - тёплый материал. А во-вторых, мы, ремесленники, делаем всё вручную, передаем тепло рук, душевное тепло. Это простое название, но очень содержательное.

Изначально мы создавали мастерскую, чтобы была возможность заниматься благотворительным проектом "ЭТО - Двор". Мы благоустраиваем дворы, строим детские площадки и учим детей экологии.
Когда работа связана с детьми, и, тем более, когда сама становишься мамой, волей-неволей обращаешь внимание на проблемы, с которыми сталкиваются родители. Я с грустью заметила, что детям негде играть в своих собственных дворах, так как во многих из них нет игровых площадок. Конечно, можно долго винить власти и жаловаться, но ситуацию это не изменит. Иногда нужно просто действовать. Мы с другими волонтерами-единомышленниками сами принялись за создание и ремонт игровых эко-площадок из вторичного сырья и подручных материалов. Мой муж тогда занимался работой по дереву, и я постоянно просила его починить то одно, то другое. Как-то так, постепенно, он стал делать только мебель для детей. Так естественно наши два направления слились в одно: его ремесло и мои социальные проекты для детей.
Так мы стали "социальными предпринимателями" - часть прибыли мы отдаём на строительство детских площадок и организацию образовательных проектов для детей.
Как это работает? Если мы видим, что во дворе нет скамеек и детской площадки, и мы можем это исправить силами нашей мастерской, то мы часть прибыли вкладываем в материалы, изготавливаем конструкции и отвозим на детскую площадку. Всё это мы делаем своими руками, а для оборудования дворов используем только экологически-чистые материалы.

Сейчас мы разрабатываем проект для Центра для детей-аутистов. Хотим поставить у них игровой комплекс, который будет помогать им развиваться.

Фотографии с мероприятий проекта "ЭТО - Двор"
Мальчик катается на качелях на эко-празднике
Ребёнок в уличном игровом домике
Групповые занятия во дворе
Урок арт-терапии
Малыш сажает дерево во время эко-акции
Как делается детская мебель
Главный наш принцип - создавать только экологически чистую детскую мебель. Ведь дети должны расти в безопасной среде, и не нужно экономить на их здоровье. Дешевая мебель, которая делается из ДСП, содержит фенол. Выделяясь, пары этого вещества отравляют организм. Если поставить такую мебель в детскую комнату, она может нанести серьезный вред здоровью ребенка.

Мы стараемся максимально использовать местное казахстанское сырье и материалы. Ведь на собственном опыте мы знаем, как тяжело развивать отечественное производство. К примеру, мы используем казахстанскую краску на водной основе, которая безопасна для здоровья ребенка.

Вся наша продукция делается вручную, у каждого предмета - авторский дизайн. Так как объемы производства пока небольшие, есть возможность подстроиться под каждого клиента.
Сколько стоит открыть мастерскую
Станок, который купили для увеличения мощности производства
Когда у тебя маленькая мастерская, сложно выйти на большой рынок, но мы делаем шаги в эту сторону. В этом нам очень помогли фонды «Навстречу переменам» и «Саби», гранты от которых позволили быстрее развиваться. Благодаря их поддержке мы переехали в более просторное помещение, купили новое оборудование и увеличили объемы производства.

Вначале мы вложили в бизнес 20 тысяч долларов, но не сразу, а постепенно: что-то скопили, что-то сэкономили. Потом нам удалось инвестировать еще 35 тысяч долларов. Для бизнеса это совсем небольшие деньги, но их достаточно, чтобы расширить производство. Мы планируем окупить эту сумму за год и ещё заработать.
Трудности на пути
Всё оборудование и производственные заказы мы импортируем из других стран и вынуждены ориентироваться не на курс национальной валюты, а на курс доллара. С учетом нынешней экономической ситуации все иностранные товары и сырье для нас подорожали вдвое.

Следующий этап, который нам предстоит, и трудность, с которой мы точно столкнемся, это управление увеличившимся бизнесом. Придется иметь дело с большим количеством персонала и объемом продукции. Стараемся себя к этому подготовить.

Что касается конкуренции, она, конечно, есть, и довольно большая. По официальным данным, только в Алматы и Алматинской области зарегистрировано около 400 производителей мебели, и многие из них делают детскую мебель. Но таких компаний, как мы, больше нет - таких, которые бы делали исключительно экологически чистую мебель с авторским дизайном, были социально ответственными. Это наше преимущество.
Видео о мастерской "Теплая", её сотрудниках и создателях
Цена мебели
Мебель наша не из самых дешевых. Мы не можем ставить низкие цены просто потому, что сырье, которым мы пользуемся, и разработка дизайна стоят денег. Поэтому наша целевая аудитория - люди среднего класса. Мы стараемся делать мебель доступной. После того как расширим производство, будем тратить меньше времени и труда на изготовление одного стула и, соответственно, он будет стоить для покупателя дешевле, чем сейчас.

Сегодня мы, в основном, работаем по индивидуальным заказам, но вскоре перейдем на поточное производство. Сейчас входящий поток заказов превышает наши возможности, и это хорошо, потому что к нам клиентов приходит больше, чем мы можем себе позволить.

В нашем регионе крайне слабо развит сервис, и мы пытаемся исправить эту ситуацию. Например, при заказе продукции мы предоставляем год бесплатного гарантийного обслуживания, обязательно каждому клиенту дарим подарок, сделанный своими руками - это помогает оставить о себе положительное впечатление.
Что делается для развития бизнеса
Для продвижения мы пользуемся интернет-рекламой и сарафанным радио. Получать новые заказы помогает и наш социальный проект «ЭТО-Двор». Когда люди узнают о проекте, многие хотят нас поддержать и делают заказ в нашей мастерской. Или наоборот, когда наши покупатели узнают, что их деньги идут на благое дело, им становится приятно и хочется рассказать о нас другим.

Сейчас мы заняты налаживанием производства, но параллельно разрабатываем стратегию роста в регионах. В ближайшем будущем хотим выйти на рынок Астаны со своей продукцией. Через два года хотим продавать нашу мебель во всех крупных городах Казахстана. Пока о выходе за рубеж мы не думали, возможно будем готовы к этому через года два-три.
Пять советов тем, кто хочет открыть собственное дело
1. Занимайся тем, что ты любишь. Реализовывайся в том, что тебе действительно нравится. Жизнь нам дается лишь один раз, и нужно не тратить время попусту, а делать то, что близко и дорого.

2. Второй совет вытекает из первого – «Качество превыше всего». Если вы любите своё дело, делайте его хорошо. Ведь если ты что-то любишь, ты просто не сможешь сделать это плохо.

3. Стратегическое планирование. У японцев есть такое выражение: «око тайфуна», это когда ты попадаешь в водоворот и не можешь остановиться, нет времени подумать. Когда ваш бизнес начнет развиваться, вы попадете именно в такую ситуацию. Поэтому очень важно сесть и написать план дальнейшего развития на ближайшие несколько лет, и вам сразу станет легче работать.

4. Помнить о цели. Никогда не забывайте ставить цели. Пускай они станут вашим путеводным маяком.

5. Клиентоориентированность. Важно не забывать, для кого вы делаете продукт или услугу. Когда вы работаете, думайте о клиенте, полюбите его, и вам захочется сделать ему приятно.
Понравилась история компании? Проголосуйте за неё, поделившись ссылкой на статью в социальных сетях.

Компания из спецпроекта "Сделано в Казахстане", набравшая больше всего голосов по итогам 2016 года, получит почётный приз от NUR.kz

Читайте другие истории из спецпроекта "Сделано в Казахстане"
Спецпроект "Сделано в Казахстане"
Редактор спецпроекта - Вера Черныш
© 2016,
NUR.kz

Made on
Tilda