Спецпроект "Сделано в Казахстане"

Приручить природу
Как в Чарынском каньоне появились свет, газ и туристы

Текст: Алуа Сулейменова

Каньоны, озёра, леса, горы, долины – на бескрайних просторах Казахстана не счесть красот, от которых захватывает дух. Природа нашей страны впечатляет, а вот число казахстанцев, которые ей любовались воочию, – нет. Внутреннему туризму Казахстана пока что далеко до той же Германии, где по данным исследовательского центра FUR треть всех немцев предпочитают путешествовать по своей стране, не выезжая за границу.

И всё же горы у порога становятся всё более привлекательными для соотечественников – курс тенге к доллару падает, а вместе с ним сокращается и количество людей, которые могут себе позволить поездку за границу.

Предприниматель Бахтияр Абдулаев, основатель компании «Эко Парк», уверен, что на туризме внутри Казахстана можно построить бизнес. Главное запастись терпением и помнить о главном секрете успеха в туристическом отрасли –­ высококачественном сервисе.

Его туристическая компания «Эко-парк» вот уже два года организовывает туры выходного дня в одно из самых живописных мест в Казахстане – Чарынский каньон.
Рассказывает Бахтияр Абдулаев, основатель туристического комплекса «ЭКО ПАРК»

Создавать комфорт и не вредить природе

Я родился и вырос в Алматы. По образованию юрист, и вот уже несколько лет возглавляю фирму по оказанию юридических услуг. Туристический бизнес для меня – скорее хобби, которое приносит небольшой, но стабильный доход.

Идея по развитию внутреннего туризма появилась где-то два года назад, когда нам предложили взять в аренду часть территории в Чарынском национальном парке.

Был объявлен тендер на строительство туристического комплекса. Я принял участие и неожиданно для себя выиграл. Самое забавное, что конкуренции как таковой не было – наша фирма оказалась единственной, кто подал заявку на участие.

Почему именно Чарынский каньон? Это невероятный памятник природы, которому 12 миллионов лет. Он тянется на 154 км вдоль реки Чарын, высота отвесных гор – 150-300 метров. Здесь обитают животные и птицы, которые занесены в Красную книгу, – джейран, сибирский горный козёл, сокол-балобан. «Долина замков», куда мы возим экскурсии, ­– удивительное и ни на что не похожее место.

Те, кто раньше бывал в Чарыне, должны помнить, что красотами приходилось любоваться без каких-либо благ цивилизации – здесь не было ни воды, ни электричества, словом, никакой инфраструктуры и удобств. Мы привезли туда генераторы, топливо, и постарались сделать территорию пригодной для жизни. Сейчас весь комплекс питается автономной энергией и обеспечивается привозной водой.

В основе нашей работы – экологичность и бережное отношение к дикой природе каньона. Поэтому используем альтернативные источники энергии, и все наши автобусы ездят на газе, высокоэкологичном топливе.

В основном на Чарын приезжают иностранцы – европейцы, американцы, азиаты. Они привыкли к комфорту и высокому сервису. Поэтому мы стараемся делать хороший туристический продукт, за который не придётся краснеть перед гостями.
Рецепт успеха в туристическом бизнесе
Качественный сервис и красивая природа – вот что нужно для успеха в этом бизнесе. Второй компонент у нас уже был, и оставалось только поработать над первым.

Мы создали на территории каньона этно-аул: закупили юрты, построили бунгало и небольшую гостиницу на пять номеров. Ещё нужно было организовать трансфер, обучить гидов.

Раньше туры выходного дня выглядели где-то так: привезли 50 человек, которые взяли с собой сумки с продуктами, таскают их за собой 3,5 км, спускаются к речке и там дают расползтись кто куда.

Мы построили вдоль долины беседки, где можно перекусить, отдохнуть. Предлагаем гостям организованные прогулки по каньону, отдых в юртах, катание на лошадях. Съездить на экскурсию в каньон стоит шесть тысяч тенге на человека. В стоимость входит транспорт, питание, бесплатная вода, услуги гида.
О перспективах туризма в Казахстане
Любой бизнес начинается с трудностей. Опытные предприниматели не дадут солгать – в первый год никак не обойтись без убытков, на второй можно рассчитывать на самоокупаемость, и только потом приходит прибыль. Так же и у нас. Первоначальные вложения еще не окупились. Проект рассчитан на долгосрочную окупаемость, и для этого нужно запастись терпением.

Внутренний туризм в Казахстане недостаточно развит. Люди хотят видеть заморские страны и отправляются в заграничные путешествия. А ведь у нас тоже есть на что посмотреть. В нашей стране полно красивейших и уникальных мест с потрясающей природой. Многие до сих пор не представляют, как красив наш Казахстан.
70% наших клиентов – это иностранцы. И если раньше насладиться каньоном приезжали в основном американцы и европейцы, то в прошлом году у нас было много туристов из России и Китая.
Не скажу, что на внутреннем туризме можно легко и быстро заработать. Но перспектива в этом бизнесе есть – всё зависит от качества того туристического продукта, который предлагается клиенту.

Туристический сезон начинается с апреля и продолжается до октября. В летние дни, в сезон отпусков, мы работаем каждый день. У нас нет цели забить полный автобус. Бывали дни, когда мы возили и по пять туристов за одну поездку, работали себе в убыток.

С нетерпением ждём, когда государство проведёт электричество и проложит дороги в каньон. 10 км бездорожья ­– испытание не из лёгких. А ведь без этих минимальных удобств инфраструктура не будет развиваться.

Видео о Чарынском каньоне. Передача "Их нравы"
Пять советов начинающим предпринимателям от Бахтияра Абдулаева
1.Полюби то, что ты делаешь. Сам я очень люблю природу, и мне доставляет удовольствие заниматься туризмом и развивать его. Когда у тебя есть страсть к своему делу, это самый лучший мотиватор.

2. Почувствуй перспективу. Внутренний туризм местным предпринимателям сейчас не очень привлекателен. Но он имеет хороший потенциал. Кто успеет в него войти сейчас – имеет неплохие шансы в будущем.

3. Задумайся о качестве. Вы должны предоставлять качественную продукцию и услуги. Это самое главное.

4. Не бойтесь делать. Идите вперёд, действуйте, рискуйте!

5. Пользуйтесь ситуацией. Успешный предприниматель должен обладать внутренним чутьем. Сейчас из-за финансовой и геополитической ситуации в мире люди с меньшей охотой выезжают за границу. А Казахстан, как отмечают сами иностранные туристы, одна из самых безопасных и дешёвых стран для туризма. И нужно пользоваться этим!
Понравилась история компании? Проголосуйте за неё, поделившись ссылкой на статью в социальных сетях.

Компания из спецпроекта "Сделано в Казахстане", набравшая больше всего голосов по итогам 2016 года, получит почётный приз от NUR.kz

Читайте другие истории из спецпроекта "Сделано в Казахстане"
Спецпроект "Сделано в Казахстане"
© 2016,
NUR.kz

Made on
Tilda